[Эмблема организации] 

Суперидея 2006
 Домой Вверх

Гостевая книга

 

Уважаемые посетители.

Вы находитесь на старом сайте Кафедры гуманитарного образования, который с 1 сентября 2009 г. не поддерживается.

Новый сайт находится по адресу

http://kgo.ucoz.ru/

 

 

Домой
Вверх
Суперидея 2005
Суперидея 2006
Суперидея 2007
Суперидея 2008
Суперидея 2009

2006 год

 

Что такое «иерархиология образования»

 Н.Е. Буланкина, А.П. Кондратенко

 

Для отрока, в ночи глядящего эстампы,

За каждым валом даль, за каждой далью – вал.

Как этот мир велик в лучах рабочей лампы!

Ах, в памяти очах – как бесконечно мал!

Р.Киплинг.

 

В иерархической триаде (школьник – студент – специалист) необходимо развести мотивы и концепции, «желательных школьников (студентов, специалистов), какими мы бы хотели их видеть». «Факт в преподавании» существует независимо от педагогических теорий, которые становятся некими независимыми агентами, к повседневной реальности отношение не имеющими. Возникает дуализм преподавания того или иного предмета, когда ситуация, «поддержанная текстами», не взаимодействует с ситуацией, «свободной от текста». В процессе перехода ученика из класса в класс, студента с курса на курс множатся «восходящие трудности» и падает «достоверная самооценка» относительно возможности практического применения получаемых знаний. Наука, вроде бы лежащая в основе преподавания, никак не монтируется в моделях сложных и неопределённых социальных структур, в конечном счёте, она воспринимается сознанием обучаемого как «логическая алхимия».

Переходы от одной ступени к другой носят иерархический характер, поэтому уместен термин – «иерархиология образования». Нельзя забывать, что образование кроме всего прочего - могучий миф. Отсюда и представление об иерархичности уровней образования, имеющих формально планируемую структуру (классы, курсы, стаж). Было бы полезно распутать все нити этого клубка проблем и поставить ясные и недвусмысленные вопросы по поводу издревле укрепившихся представлений (концепций и мотивов как уже говорилось выше). В индивидуальном плане самой важной является, по существу, подгонка обучаемого под заданную интеллектуальную или эмоциональную схему. Иерархия стимулов и трудностей в процессе преемственности от школы к вузу представляет собой двусмысленную и запутанную картину. Тут существует только одна теоретическая доминанта – либо накапливается достаточно нейтральная мудрость, либо знания, которые можно употребить и на пользу и во вред. Отсюда вытекает необходимость научения уже на уровне школы оперированию сложными философскими категориями, выходящими за пределы обыденного. Аналитический подход и корректность формулировок имеют не меньшее значение.

Важен и фактор издержек поиска. Работы школьников и студентов не всегда отделяют объективно существующие факты от собственных находок, домыслов и гипотез. Очень сложно порой отличить ажитацию от энтузиазма. В последнем случае ситуация далеко не блестящая, преподаватели настолько табуизированы «тоталитаризмом», что не спешат идти по следам успешных практиков и теоретиков  и копировать их шаги. Но именно это и развивает самодисциплину. К тому же, развитие масс-медиа, компьютерные технологии привели к тому, что ученики стали доверять своему собственному опыту накопления знаний. Учителей, подчиняющих своему авторитету учеников, регулирующих все тонкости учебного процесса, становится всё меньше. Вследствие бурного злокачественного разрастания, информационного Левиофана, государство постепенно выпускает из своих рук нити власти. Такова фатальная прогрессия «глобализируемого» мира. Это тенденция постоянного убеждения всех и вся в уникальности и творческой одарённости любой, в том числе ущербной личности. Подобное явление уже было в Римской империи II в. н. э. когда  её элита решила, что мощный интеллектуальный центр – Александрийская библиотека даст ответы на все вопросы благодаря эрудиции её учёных. Всё это было замечательно в теории, но вот варваров, незнакомых с «логической алхимией», римлян и греков никакие догмы и концепции не остановили. Такие же мнимые величины - мощь массовой информации современного аналога «варваров» - агрессивных микроорганизмов, никакие гигабайты почему-то остановить не могут (см. выше об отличии мудрости и знания).

Оставляя в стороне частные вопросы, попробуйте сформулировать некоторые задания, стоящие перед гуманитарным образованием («желательный вариант», поскольку жизнь всё расставит по-своему).

 

Домой ] Вверх ] Суперидея 2005 ] [ Суперидея 2006 ] Суперидея 2007 ] Суперидея 2008 ] Суперидея 2009 ]

Отправить сообщение belomor@triwe.net с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Посетите сайт для учителей английского языка http://nota.triwe.net
© 2009 Кафедра Гуманитарного Образования НИПКиПРО
Дата изменения: 25.10.2010

Сайт создан в системе uCoz