[Эмблема организации] 

Программно-методическое обеспечение
 Домой Вверх

Гостевая книга

 

Уважаемые посетители.

Вы находитесь на старом сайте Кафедры гуманитарного образования, который с 1 сентября 2009 г. не поддерживается.

Новый сайт находится по адресу

http://kgo.ucoz.ru/

 

 

Домой
Вверх
Методические рекомендации
Программно-методическое обеспечение

Уроки нравственности, добра и красоты

 

Кирилина Л.И. старший преподаватель кафедры гуманитарного образования

 

В ноябре 2006 года мы будем отмечать 100-летие со дня рождения выдающегося российского учёного и гражданина Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Президент РФ В.В. Путин издал Указ о праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С.Лихачёва, который внёс огромный вклад в развитие отечественных гуманитарных наук, культуры и образования. Этим Указом 2006 год объявлен «Годом гуманитарных наук, культуры, образования – Годом академика Д.С.Лихачёва».

Писатель Даниил Гранин, возглавляющий Международный благотворительный  фонд, который носит имя академика,  выступил с идеей проведения года Лихачёва. «Это не только высокая оценка самого учёного, но и оценка важности национального, культурного и нравственного потенциала в развитии российского общества. Лихачёв был красивым, счастливым и трогательным  человеком. Он – фигура особая, исключительная в российской истории ХХ века. Дмитрий Сергеевич своим примером показывал, что может сделать один человек… Он тот человек, которым Россия может гордиться, это очень нравственная фигура. Всегда у нас были люди, которых ставили в пример, которых чтили, - Толстой, Чехов, Короленко, Комиссаржевская… Сейчас, боюсь, мы остались без нравственных примеров, без людей, которыми мы могли бы гордиться. Свергнутых кумиров много, а новые не появляются. А обществу нужны, полезны такие «объекты». По мнению Д.Гранина, президента благотворительного фонда,  образ и облик выдающегося академика  надо донести до нынешнего поколения.

В России на этот год запланировано большое количество мероприятий международного, федерального и регионального масштаба, посвящённых празднованию 100-летия Д.С.Лихачёва: VI международные Лихачёвские чтения «Гуманитарные проблемы современной цивилизации» (г.Санкт-Петербург), открытие Интернет-сайта «Академик Д.С.Лихачёв», международные научные конференции, семинары, выпуск трёхтомного собрания сочинений академика и альбом «Пушкинский дом в лицах», цикл  телевизионных передач о Д.С.Лихачёве, фестиваль документальных фильмов по сохранению историко-культурного наследия России, выставки, концерты и др.

Во многих российских школа уже прошли первого сентября и планируется проведение Лихачёвских уроков. Уроков, посвящённых не событию, не ситуации в мире, а конкретному  человеку, имя которого стало символом нравственных ценностей. Какими должны быть эти уроки?  Это будут уроки нравственности, добра и красоты. Академик – пример именно такого служения Родине, и это может многому научить молодёжь. Д.С.Лихачёв - крупнейший российский учёный и общественный деятель, действительный член РАН, выдающийся исследователь древнерусской литературы и культуры, автор большого числа монографий, Почётный доктор многих зарубежных университетов и академий наук, первый почётный гражданин Санкт-Петербурга.  Думаем, что тематика Лихачёвских уроков  должна быть достаточно разнообразной:

·        «Великий гражданин России»;

·         «Академик Д.С.Лихачёв как культуролог»;

·         «Декларация прав культуры – научное и нравственное завещание Д.С.Лихачёва»;

·         «Взаимовлияние культуры, экономики, права в развитии современноё цивилизации»;

·          «Язык и культура в процессах глобализации;

·         «Российская история как диалог культур»;

·         «Д.С.Лихачёв «Письма о добром – их роль в становлении человека»;

·        «Знакомимся с биографией Д.С.Лихачёва»;

·        «Программа воспитания Д.С.Лихачёва»;

·         «Декларация прав культуры – важный документ конца ХХ века, призванный стать основой для сохранения и развития культуры в Российской Федерации и в мире в начале нового тысячелетия»;

·        «Д,С,Лихачёв: Диалог с ХХ веком»;

·         «Образование в контексте современного развития мирового сообщества»;

·        «Декларация прав культуры – научное и нравственное завещание Дмитрия Лихачёва»;

·        «Чтение и образование» и др.

О научной и гражданской деятельности выдающегося учёного Д.С.Лихачёва учащиеся могут узнать   по его трудам, с которыми, как мы предполагаем, школьники будут знакомиться на элективных курсах, на уроках литературы,  при  использовании текстов/фрагментов текстов творческого наследия на уроках русского языка, истории, обществознания, искусства, музыки. Это могут быть следующие элективные курсы в рамках предметов гуманитарного цикла:

·        «Национальная и мировая культура»;

·        «Культура и современный человек»;

·        «Культура и цивилизация»;

·        «Гуманизация и гуманитаризация в современном образовании»;

·        «Декларация прав культуры»;

·        «Словесность»;

·        «Риторика»;

·        «Культурологический анализ текста»;

·        «Художественная манера и стиль писателя»;

·        «Переводы древнерусской литературы»;

·        «Культурология Д.С.Лихачёва»;

·        «Типы и виды анализа текста на уроках русского языка»;

·        «Древнерусская летопись»;

·        «Русское искусство от древности до авангарда»;

·        «Поэзия садов» (о семантике садово-парковых стилей);

·        «Литература – реальность – литература»;

·        «Письма о добром и прекрасном»;

·        «Русская культура в современном мире»;

·        «Слово о полку Игореве» и культура его времени»  и др.

            Научное и литературное наследие Д.С.Лихачёва велико. Учёный внёс огромный вклад в развитие российской и мировой науки. Особое место в этом наследии занимает исследование истории древнерусской литературы и отечественной культуры. Это книги и статьи о литературе Древней Руси, монографии, посвящённые возникновению русской литературы, поэтике древнерусской литературы, древнерусским летописям, «Слову о полку Игореве», литературе времени Андрея Рублёва, национальному самосознанию Древней Руси, культуре времени образования централизованного государства. При подготовке к проведению Лихачёвских уроков, элективных курсов рекомендуем использовать следующую литературу:

1.                       Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1947.

2.                       Лихачёв Д.С. Текстология: На материале русской литературы Х – ХVII вв. – М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1962.

3.                       Лихачёв Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М.: Современник, 1975.

4.                   Лихачёв.Д.С. Святая Русь //Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х – ХХ вв. – М.: Московский рабочий, 1992.

5.                       Лихачёв.Д.С. Великая Русь. История и художественная культура Х – ХVII века. – М.: Искусство, 1994.

6.                       Лихачёв.Д.С. Русская культура: Сборник. – М.: Искусство, 2000.

7.                       Лихачёв.Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л.: Художественная лит., 1978.

8.                       Лихачёв.Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1987.

9.                       Лихачёв.Д.С. Воспоминания. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Logos, 1995.

 

Домой ] Вверх ] Методические рекомендации ] [ Программно-методическое обеспечение ]

Отправить сообщение belomor@triwe.net с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Посетите сайт для учителей английского языка http://nota.triwe.net
© 2009 Кафедра Гуманитарного Образования НИПКиПРО
Дата изменения: 25.10.2010

Сайт создан в системе uCoz