В этом разделе для обсуждения предлагаются
актуальные проблемы образовательного процесса.
Свои мнения и отзывы вы можете высказывать в
гостевой книге. Они
будут опубликованы как комментарии к статье.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Буланкина Н.Е.
Человеческая культура (будь то наука, искусство, образование, техника или
коммуникация), оглядываясь назад, все чаще задает себе вопрос в попытке понять -
Что она собой представляет и куда движется? Этой общей тенденции соответствуют
процессы, происходящие в отечественной и зарубежной педагогической науке и
практике [1;2;3;4;5].
Педагогическая практика, направляя свои усилия на решение чрезвычайно важной
задачи в кризисных условиях современности - превращение информационного
пространства из потенциально образовательного в подлинно саморазвивающуюся
систему - обращается к тем теоретикам, которые занимаются непрерывным
поиском новой философско-педагогической стратегии развития современного
образования. Видя «предназначение философии образования» «в выработке
отношения к образованию «как автономной, проектно сотворяемой действительности,
изначально подчиненной ребенку, призванной обеспечить успешность обучения и
возможность становления уникальной личности», эти исследователи уверены, что
решение многочисленных проблем современного образования зависит от
общефилософского подхода к человеку» [6, C. 39].
Новые
концепции строятся и используются в русле современных представлений об открытом
обществе: предлагается в качестве основополагающей система
гуманистических ценностей [1; 3; 4]; творческая самореализация исследуется
как предельное выражение индивидуальности обучающего и обучающегося;
значительное повышение «производительности работы учащихся, а тем самым и
учителя» рассматривается как наиболее ценный способ осуществления
педагогических целей [7, C. 12]; педагогическое
проектирование выдвигается в качестве методологической и организационной
основы технологизации современного образования [8, C.
7-8].
Образование
на протяжении всей жизни – приоритетная ценность общества и личности.
Международное образовательное сообщество призывает:
- Научиться
жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления.
- Научиться
приобретать знания ... учиться на протяжении всей жизни.
- Научиться
работать и совершенствовать свой профессионализм, а в более широком смысле –
приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными
ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть [2. C.161].
- Научиться
жить ... не оставлять невостребованным ни один из талантов, которые, как
сокровище, спрятаны в каждом человеке ... необходимо лучше познать себя.
В контексте
этих сентенций обучающийся (школьник, студент, преподаватель, слушатель
разнообразных образовательных программ) будет вынужден в процессе активного
усвоения образовательной информации постоянно сталкиваться с необходимостью
построить четкую схему развития своего интеллектуального уровня. При этом
задача образовательной системы в целом меняется – она состоит в том, чтобы
создать условия, стимулирующие сам процесс восприятия образовательной информации
(мета-языков) на примере характерных высказываний и цитат (научных
утверждений) из литературных источников по различным гуманитарным и
естественнонаучным наукам. Причем гетерохронность материалов должна
служить условием создания «контрастных структур-мыслеобразов». Само восприятие
информации, как известно, осуществляется не только на
supressio veri (утаивании истинной информации), но и на
suggestio falsi (впадении в ложные допущения), так как
увеличение числа наукоемких изданий и скорости обработки информации привело к
возникновению парадоксов логики, слов и чисел. Дальнейшая специализация научных
знаний приводит к опасности «ловушки исключенной середины», то есть потере
общефилософских обобщений, необходимость в которых возникает в процессе
накопления экспериментальных данных при интенсивном научном теоретизировании.
Переплетение
подходов различных наук может помочь разработке новых моделей познания
сложных природных процессов. Структурные компоненты природы не меняются, но,
несомненно, лишь часть их изменений подвергается научному анализу. Стабильный,
консервативный язык науки при сочетании различных подходов демонстрирует
«эффекты сближения», но не в области философской традиции, а в среде пансофии
(не в «любомудрии», а «всеобщей мудрости»). Сам термин «пансофия» возник при
дворе германского императора и чешского короля Рудольфа II
(1576-1612 гг.), крупнейшего в Европе мецената и покровителя ученых. Пансофия
должна была обеспечить сочетание естественных наук с герменевтическим
мышлением, чтобы обеспечить понимание космической гармонии на основании
высочайших закономерностей. В 1925 г. американский писатель и натуралист Генри
Бэстон заново сформулировал принципы пансофии – конструкции (структуры)
природы, науки и искусства совпадают на очень высоком уровне. В свете
изложенного представляется, что накопление знаний обучающихся должно носить
характер практический и ориентированный на восприятие всего комплекса культуры.
Средневековая история в контексте быстрых глобальных изменений (резкое колебание
климата вследствие «парникового эффекта», пандемии СПИДа) может служить моделью
восприятия проблем XXI в. и выработке определенных
поведенческих ориентиров. Вот почему считаем, что возрастает необходимость
насыщения образовательных материалов фактологическими данными по статистике и
демографии, что является актуальным в сложных условиях социальных отношений
переходного периода развития экономики и политики.
Главная идея
современного российского образования в поликультурной среде связана с
формированием национального самосознания личности как части общероссийского
менталитета, поликультурного образования. Вопросы обновления гуманитарной
подготовки молодежи необходимо рассматривать в соответствии с возможностями
развития полиязыкового образовательного пространства, в котором языки (родные и
неродные, иностранные, вербальные и невербальные) являются инструментом
поликультурного развития личности [8]. А потому исследование проблемы
образования на межкультурном и поликультурном уровне как никогда ранее возлагает
огромные обязанности на педагога (преподавателей, учителей), поскольку в
значительной степени от их профессионализма и мастерства, от их творческой
инициативы, свободы и ответственности зависит то, чтобы видение, тенденция стали
действительностью. Именно духовно-нравственные, эмоционально-положительные
гармоничные взаимоотношения между учителем и учеником, адекватное использование
выразительных средств культуры (ее многочисленных языков) могут содействовать
личностному росту непосредственных участников образовательного процесса; иными
словами, проблема качественного обновления образования приобретает
межгосударственный характер [2, C.33-72].
Новые
федеральные и региональные образовательные документы в качестве приоритетных
целей выдвигают развитие личности обучающихся, их способности не только
адаптироваться к быстроизменяющимся экономическим и социокультурным условиям, но
и осознанно осуществлять выбор своих образовательных и профессиональных
перспектив, быть готовыми к созидательной деятельности и нести ответственность
за неё перед обществом.
Гуманитарное
образование, являясь системообразующей областью в системе современного
поликультурного образования, обеспечивает культурное общение; способствует
развитию функциональной грамотности, образованности, культуры, менталитета;
совершенствует интеллектуальные и творческие способности личности; не только
обеспечивает развитие речевой, коммуникативной, социокультурной компетенций
обучающихся, но и способствует созданию у них внутренних потребностей к
профессиональному росту, к саморазвитию и самосовершенствованию, непрерывному
образованию и самообразованию; приобщает к отечественной и мировой культуре;
развивает личностные качества, такие как открытость, любознательность, эмпатия,
уважение к другим нациям и народам, гордость за родную культуру, готовность к
сотрудничеству и др.; усиливает мотивацию обучения и интерес к образованию в
целом; организует пространственную непрерывность образования; гарантирует
социальную защищённость, формируя способности личности к успешному построению
своей социальной, профессиональной и бытовой деятельности, к эффективному
поведению и взаимодействию на рынке труда.
Личность
педагога и его профессиональный статус, его широкое видение картины мира, его
методологическая культура как неотъемлемая часть его профессионализма и
мастерства, выступают в качестве ведущего фактора обновления современного
образовательного процесса. Реализация стратегической задачи обучения творчеству
творчеством, направленной на формирование готовности обучающегося к постоянному
поиску в образовательном процессе, с одной стороны, и на развитие способности к
самообучению и самовоспитанию, с другой стороны, возможна при совместном
проектировании этого процесса непосредственными его участниками.
В свою
очередь, проектная деятельность должна основываться на следующих наиболее
перспективных позициях, формирующих концепты современного образования:
- значимым представляется внедрение разнообразных
способов гуманизации современного образования на основе личностно
ориентированного обучения (Бондаревская Е.В., 2000), т.е. раскрытия
скрытых возможностей, творческого потенциала непосредственных участников
образовательного процесса за счет внедрения средств обогащения их
функционального и смыслового поля в процессе сотрудничества педагогов разных
профилей, специальностей, разных образовательных областей; это важно потому, что
формирование человека культуры, человека духовного всегда происходит благодаря
диалогу культур (Леонтьев А.А., 2000);
- не менее важным следует признать
последовательное и масштабное расширение системы творческих функций
непосредственных участников образовательного процесса в условиях проектной
методики - проектирования разнообразных педагогических стратегий по
обновлению содержания образования; это, в свою очередь, позволит высветить
важный аспект педагогического новаторства в целях повышения и обновления
качества отечественного образования в рамках компетентностного подхода
(пять ключевых компетенций в соответствии с положениями, выработанными Советом
Европы – политические и социальные компетенции, коммуникативные компетенции,
информационные компетенции, толерантность и самообразование);
- чрезвычайно важным видится определение способов
предоставления равных возможностей для каждого в контексте коммуникативного
подхода к образованию в целях развития индивидуальности в диалоге
культур, их отбор и внедрение в реальный педагогический процесс
современной школы;; п принципиальное значение приобретает разработка
критериев оценки и диагностических средств состоявшегося сотрудничества и
сотворчества непосредственных участников образовательного процесса
(руководителей разного уровня, преподавателей и обучающихся), их гармоничного
взаимодействия в целях эффективного культурного самоопределения (самовыражения
и самореализации) личности.
Как
показывает опыт социально-философского анализа проблем гуманизации полиязыкового
образовательного пространства (1995-2008 гг.) [9;10], методология современного
образования, в основании которой идеи поликультур и полиязычий, интеграции
гуманитарного и естественнонаучного знания, а также самоактивации обучения,
может способствовать самопроектированию целостного культурного образовательного
пространства; причем важным и необходимым условием воспроизводства полиязыковой
культуры, а как следствие, культурное самоопределение личности в информационном
пространстве, должно стать активное участие непосредственных участников
образовательного процесса в проектировании и реализации социально значимых
интегрированных образовательных практик.
Создание
условий, при которых обучающийся является субъектом деятельности, то есть,
становится активным участником образовательного процесса, возможно различными
способами, среди которых можно выделить три. Они построены, во-первых, на основе
интереса к содержанию образования, во-вторых, на основе увлекательного способа
изучения предмета, проектной методики, в-третьих, на основе включения в
творческую познавательную и коммуникативную деятельность.
При этом
цель формирования личности специалиста с высшим гуманитарным образованием в
соответствии с квалификационными требованиями государственного образовательного
стандарта той или иной специальности видится в том, чтобы подготовить его для
работы в новой информационной ситуации, которая потребует от личности
специалиста-гуманитария:
·
широкой образованности,
в основании которой реалистичные современные философско-методологические,
культурологические и психолого-педагогические подходы к исследованию и
прогнозированию окружающей действительности;
·
постоянной готовности к
совместному определению путей и средств
решения актуальных задач освоения гуманитарного знания в контексте проектной
деятельности;
·
системного использования
средств эффективного освоения языков культуры,
сохранения своеобразия языковой самореализации, автономии и самовыражения
личности, как важного фактора совершенствования коммуникативной культуры.
Общеизвестно,
что важное место при решении этой проблемы отводится а) итоговой аттестации
выпускников, б) их успешной и эффективной деятельности и востребованности в
различных структурах российского общества и за рубежом.
В русле этой
сентенции, сошлемся на предложения Совета Европы относительно качественно
новых образовательных ориентиров как некой совокупности критериев и
показателей, которые подлежат обсуждению и апробации в российском
образовательном пространстве с учетом положительного опыта функционирования
отечественного образования, а именно:
а)
ориентировочная способность или способность человека ориентироваться в
основных сферах жизнедеятельности;
б)
сформированность ведущих компетенций человека в рамках перечисленных выше
образовательных практик развивающего характера (социальные, коммуникативные
(языковые и речевые), информационные, толерантность, непрерывное
самообразование).
При
предложенном подходе в рамках социально-философской концепции проектирования
целостного образовательного пространства положительная динамика
программно-методической поддержки образовательного процесса становится важным
фактором, условием и показателем качественного образования. Достаточно хорошо
известно, что разработка образовательных программ обычно осуществляется в
условиях методов/подходов, ориентированных на продукт, результат обучающей
деятельности и высокий уровень воспитанности, развитости и обученности в
условиях образовательных учреждений разного типа (гимназии, лицеи,
общеобразовательные школы, высшие учебные заведения и другие).
В свете изложенного основной подход при
проектировании и организации образовательного процесса – рефлексивный,
позволяющий создавать условия гармоничного взаимодействия преподавателя и
будущего специалиста-гуманитария в целях последующей апробации и адаптации
предлагаемых стратегий ориентировки в окружающей действительности (освоение
основных принципов исследования действительности; умение анализировать
современную ситуацию в контексте полиязычия и поликультурности; владение
современными способами диагностики информационного пространства; умение
планировать и анализировать собственную деятельность в соответствии с основными
принципами ориентирования в окружающей действительности; знание стратегий и
тактик реализации культурного самоопределения личности в полиязыковом
пространстве).
При
построении и внедрении проектной технологии в условиях естественной «иерархиологии
образования» предполагается актуализация следующей совокупности целей и задач в
концептосфере личности обучающегося, иными словами, субъект
образовательного процесса должен:
а) иметь
представление - о содержании, целях и задачах обучения, о гуманитарном
подходе к окружающей действительности и его особенностях;
б) знать -
сущность и категории целостного подхода к становлению и развитию культурного
образовательного пространства, цели, задачи, формы и методы воспроизводства
культуры в условиях образовательных систем, содержание действующих программ,
стандартов, учебников и учебных пособий, логику и этапы развития процесса
усвоения ведущих учебных единиц общего и профессионального образования, основные
пути и средства формирования гуманного отношения к природе, культуре, человеку;
в) уметь –
структурировать учебный материал и адаптировать его к задачам в условиях
собственного образования и самообразования, планировать и проектировать
собственную работу по реализации гуманного отношения к окружающей
действительности, обоснованно выбирать и применять средства, методы и приемы
воспроизводства личностно значимых культурных фактов и реалий в образовательной
практике, измерять, анализировать и прогнозировать результаты обучения и
воспитания, анализировать ситуации и события с позиций живого знания в культуре.
В контексте
предложенных социокультурных практик, особую остроту на современном этапе,
возможно, будет приобретать проблема качественного образования при
переходе к индивидуальной (возможно, асинхронной) организации учебного
процесса. При этом становится необходимым разработка и освоение
технологий проектирования обучающимися индивидуальных маршрутов в
образовательном пространстве, которые должны являться индивидуальными учебными
планами/проектами.
Вне
всякого сомнения, в этом ему (обществу) могут оказать содействие разработанные
на профессиональном уровне учеными-педагогами и мастерами педагогического труда
социально значимые культурные образовательные практики, позволяющие
отдавать предпочтение личностно присвоенному, «живому», востребованному
знанию перед «отстраненными» знаниями, умениями и навыками, полученными
«абстрактным» человеком. В свете изложенного культурные образовательные практики
– это такие социально значимые практики, где системно и целенаправленно отдается
предпочтение:
а) «диалоговому общению»,
б) «живому», личностно
значимому «комментированию и интерпретации» увиденного, услышанного,
прочитанного,
в) «проживанию» (в самом
широком смысле этого слова) личности в событийном, проектном
информационно - образовательном пространстве (которое всегда динамично,
ситуативно, наполнено эмоционально насыщенными, личностными переживаниями),
г) позитивным оценочным
суждениям по поводу «нового» с точки зрения приращения личностного, «живого»
знания, мысли и смысла, «работающим» во благо и на благо успешной деятельности
непосредственных участников образовательного процесса.
В
рамках перечисленных социокультурных практик, которые в настоящее время пока
носят лишь проектный характер, образование как важный социальный
институт и одновременно как приоритетная составляющая высокой культуры
той или иной страны и нации в целом призвано нейтрализовать явления
дегуманизации в обществе и в самом образовании. Развитие и интеграция
образовательных систем – путь, который может способствовать глобальной
самоорганизации человечества, человеческого общества, в частности, и
одновременно условие вхождения конкретного человека, личности в единое
информационно-образовательное пространство. Причем качественное образование
как саморазвивающаяся система - это воспитанность, развитость и
обученность личности, позволяющие ей постоянно овладевать современными
технологиями проектирования индивидуальных маршрутов проживания в образовании и
культуре, которые должны стать индивидуальными планами самовоспитания,
саморазвития и самообучения непосредственных субъектов поликультурного
образования, иными словами, самосовершенствования личности, культурного и
духовно-нравственного. Добротность, доступность, нацеленность на инноватику, в
основании которых личностное, субъектное видение знаниевой составляющей
образования и разрешение возникающих в ходе освоения востребованных личностью и
обществом проблемных вопросов и задач выступают важными показателями и напрямую
связаны с инновационным преобразованием общества и становлением культурно
образованного человека. Эти показатели позволят судить о потенциале
образовательной системы и ее способности к воспроизводству поликультуры -
обновление содержания, развитие и разумное применение в учебно-воспитательном
процессе современных образовательных технологий (ИКТ), позволяющих получать
качественно новые образовательные результаты, изначально заданные
инновационными процессами в образовании, обществе и в мире в целом.
Использованные источники:
1. Россия в
начале XXI века: человек, культура, экономика/ Под
общей редакцией В.П.Казначеева. Изд-во НФ РГТЭУ. Новосибирск, 2003. – 236 с.
2. Вопросы
образования. Ежеквартальный научно-образовательный журнал. Государственный
университет – Высшая школа экономики. Москва, 2008.- № 2. – 317с.
3.
Внутривузовская система обеспечения качества подготовки
специалистов-гуманитариев в инновационной образовательной технологии/Ответств.
ред. Е.А. Соколков. Материалы научно-методической очно-заочной конференции 11
февраля 2008 г. Посвящается 15-летию института. Новосибирск. Новосибирский
гуманитарный институт, 2008. – 320 с.
4. Соколков
Е.А. Гуманизация и гуманитаризация современного образования в высшей
школе // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2008. – № 2. - С. 4-12.
5. Современные
тенденции развития мировой культуры и цивилизации: культура, образование,
экономика. Материалы Международной научно-практической конференции 9-11 марта
2007 г. Вторая часть – Образование в современном мире. Новосибирск. Изд-во
«Архивариус-Н», 2007. – 292 с.
6. Сидорина
Т.В., Стахнева Л.А., Фадейкина О.А., Ануфриева Е.В. Философия познания и
образования// Современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации:
культура, образование, экономика. Материалы Международной научно-практической
конференции 9-11 марта 2007 г. Новосибирск. Изд-во «Архивариус-Н», 2007 г. –
С.36-40.
7. Эльконин
Д.Б. Размышления о перестройке советской системы образования//Вопросы
образования. – 2008.- № 2. – С.5-32.
8. Современное
терминоведение Сибири. Язык. Культура. Теория познания. Сб.научных статей. Часть
2. – Новосибирск, НИПКиПРО, 2004. – 180с.
9. Буланкина
Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом
образовательном пространстве. М.: АПКиПРО, 2002. – 250с.
10. Соколков Е.А.,
Буланкина Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании:
монография. – М.: Университетская книга; Логос. 2008. – 202 с.